Обращение с отходами

4.1.Теоретическое занятие "Проблемы бытовых и производственных отходов"

развернуть

Дата выполнения: апрель 2024

Ответственный: Просколович О.П., учитель начальных классов

Список участников:

  1. Хозяинова Мария
  2. Гончарук Андрей
  3. Махлай Альбина
  4. Гур Полина
  5. Носевич Максим
  6. Гук Варвара
  7. Грицкевич Анжелика
  8. Карака Устинья
  9. Свинко Анастасия
  10. Талатынник Дарья

В ходе занятия ребята узнали:

  • откуда берется мусор и какой вред наносится окружающей среде в ходе производства и потребления товаров;
  • куда девается мусор и какое отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают свалки и мусоросжигательные заводы;
  • как цивилизованно обращаться с отходами и что такое раздельный сбор и переработка;
  • что может каждый и как своими действиями уменьшить отрицательное воздействие мусора на природу.

 

Проблема мусора – самая актуальная проблема в мире. В небольшом городе Беларуси на свалку ежегодно отправляются сотни тонн отходов. Они загрязняют почву, воду, воздух – и наносят непоправимый вред экосистеме. Люди во всем мире думают над тем, как решить проблему мусора. В этом вопросе есть некоторые успехи, но идеальной формы утилизации отходов еще не найдено.

История возникновения проблемы мусора

Отходы существуют ровно столько, сколько существует человечество. В древних городах и поселениях уже были специальные места, где оставляли бытовые отходы. В Средние века нечистоты связали с возникновением инфекционных заболеваний, именно потому запретили выливать их на улицы города.

Вплоть до XIX века отходы по большей части представляли только эпидемиологическую опасность. Это были органические вещества и материалы, не загрязняющие окружающую среду. С возникновением промышленности, возникла и проблема мусора. Чем больше разрастались предприятия, тем больше становилось отходов. С началом нефтепереработки ситуация ухудшилась. Теперь возникли отходы, которые и вовсе не разлагаются.

В конце XX века решение проблемы мусора было очень неожиданным. Пластик и другие трудноразлагающиеся предметы попросту вывозились в страны третьего мира. Так в Африке возникли целые регионы, утопающие в мусоре развитых стран. В XXI веке стало понятно, что это не решает проблему, а только усугубляет ее. Сейчас вопрос экологии стал актуальным, как никогда.

Классификация отходов

Существует несколько подходов к классификации мусора. Самый простой – по месту происхождения. Так мусор делится на промышленный и бытовой. Также существуют классификации по материалу, возможности переработки, эпидемиологическому значению.

Важно! В Беларуси принято делить отходы на классы, исходя из их влияния на экосистему. В странах Запада в первую очередь обращают внимание на возможность вторичной переработки. Такой подход не просто констатирует вред для экологии, но является первым шагом для разрешения экологической катастрофы. Это наглядно объясняет разницу подхода к проблеме бытового мусора в разных странах.

По влиянию на окружающую среду  выделяют следующие группы опасности отходов:

         Чрезвычайно опасные – не разлагаются, экосистема после них не восстанавливается;

         Очень опасные – длительно разлагаются, экосистема восстанавливается более 30 лет после полного очищения от отходов;

         Опасные – экосистема восстановится через 10 лет после уничтожения источника;

         Малоопасные – на восстановление баланса в природе понадобится 3 года;

         Неопасные – экосистема не нарушена.

Такая классификация возникла из тех соображений, что большую часть мусора в России не перерабатывают, а отвозят на свалки. Там мусор хранится годами и десятилетиями, что нарушает экологию.

Куда более правильной, с точки зрения проблемы мусора в окружающем мире, является классификация по возможности переработки отходов. В странах Запада каждый человек понимает, что мусор можно не просто сложить, его можно рассортировать. Таким образом отходы делят на: органику, бумагу и картон, пластик, металл, стекло, резину, несортируемые и опасные отходы (батарейки, аккумуляторы, ртутные термометры).

Влияние мусора на окружающую среду

Большинство людей не задумывается над тем, какую опасность проблема мусора несет для человечества. Прежде всего, газы, образующиеся на свалках, создают так называемый «парниковый» эффект. Это основная причина глобального потепления, которое грозит вымиранием многим видам животных и затоплением значительных участков суши.

Внимание! Особую опасность для окружающей среды представляет пластик. Масштабы его потребления просто катастрофические. Тысячи тонн пластика оказываются на свалках, откуда попадают в воду, уничтожая морских животных и птиц, разрушая целые экосистемы.

К тому же, большинство видов отходов разлагаются не просто десятки, а сотни и тысячи лет. Таким образом, то, что человек выбрасывает на свалку на протяжении своей жизни, разлагается дольше, чем живет он сам, его дети, внуки и правнуки. Свалки занимают большие площади. После них земля в этом месте становится непригодной для жизни.

Способ решения проблемы мусора

Экологическая проблема мусора – это международная проблема. Она существует во всех странах, но каждая нация подходит к ее разрешению по-своему. У кого-то это получается менее, а у кого-то более эффективно. Существует несколько основных точек приложения к решению проблемы мусора.

Разумное потребление

Это первое, что может и должен сделать каждый человек для решения проблемы загрязнения мусором. Разумное потребление означает целенаправленное уменьшение количества отходов еще на этапе покупки товаров. В некоторых странах Европы очень хорошо развита культура потребления. Люди покупают вещи только тогда, когда действительно в них нуждаются. Также у них не принято выбрасывать одежду и обувь. Вместо этого более обеспеченные слои населения отдают одежду менее обеспеченным людям.

Некоторые бренды выпускают одежду из переработанного сырья. Рекомендуется отдать предпочтение товарам именно этих производителей. Все, что можно переработать отдается на переработку. Аккумуляторы, батарейки и электроника никогда не вбрасываются. Вместо этого они отправляются в специальные пункты сбора.

Негативное воздействие на окружающую среду оказывают пластиковые тары и упаковки, одноразовая посуда. Отказ от их использования – важный шаг на пути к решению проблемы загрязнения мусором. Также рекомендуется покупать качественные товары, которые прослужат дольше. Новая одежда, обувь, флагманские смартфоны – все это покупается, используется непродолжительное время – и отправляется на свалку.

Мусоросжигающие заводы

Сжигание мусора было первой альтернативой его захоронению. Таким образом можно утилизировать отходы, не создавая больших свалок. С одной стороны, это решает проблему мусора, с другой – создает новую экологическую угрозу.

Дело в том, что во время сжигания отходов образуется большое количество токсических веществ. Они попадают в атмосферу и загрязняют воздух. В некоторых странах проблему токсичных газов решили с помощью их вторичной обработки. Таким образом газ не просто выбрасывается в атмосферу, а очищается перед тем, как попасть в окружающую среду. Такой способ мусоросжигания безопаснее, но гораздо дороже. Позволить повторное обрабатывание газов могут не все страны.

Сортировка и вторичная переработка мусора

Переработка отходов – наиболее эффективный метод решения проблемы мусора на данный момент. Все, что может быть переработано и использовано повторно – перерабатывается, остальное – утилизируется. Такой подход действует в большинстве развитых стран.

Начальный этап – сортировка. Ею занимается каждый сознательный житель развитых стран. Существуют разные походы к сортировке. Например, в некоторых странах выделяют мусор перерабатываемый и неперерабатываемый. Их складывают в разные пакеты. Первый вывозится на сортировочный пункт, второй – нет. В некоторых штатах США принято перерабатываемые отходы складывать в синие пакеты. Весь мусор приходит на сортировочный пункт, откуда изымаются синие пакеты и уже из них мусор сортируют.

В европейских странах сортировка происходит еще в доме. У каждого дома стоит несколько контейнеров для мусора или один контейнер с разными отделами. Сортировка происходит по-разному. Где-то отдельно складывают пищевые отходы, стекло, пластик, бумагу. Где-то нет отдельных контейнеров для стекла, а где-то – есть даже для металлов. Подход к сортировке различается. Суть сортировки одинаковая – разделить предметы, которые пойдут на разные заводы по переработке.

Обратите внимание! В некоторых странах существует денежное поощрение возвращения тар и упаковок. При покупке продуктов в таре из пластика или бумаги, за нее платят отдельно. Затем, когда тара возвращается в специальный пункт сбора, деньги за нее отдают. Плата является как бы залогом того, что упаковка будет возвращена.

Проблема переработки мусора существует во многих странах. Не каждое государство может позволить завод, который занимался бы переработкой отходов. Это дорогое предприятие, которое не всегда окупается. С точки зрения предотвращения экологической катастрофы, переработка мусора – наиболее эффективный способ избавления от отходов.

 

 

свернуть

4.1.Изучение фракционного состава бытовых отходов в Республике Беларусь

развернуть

План работы:

1.Изучен фракционный состав бытовых отходов в Республике Беларусь.

2.Проведена акция «Сдай макулатуру – сохрани дерево».

Дата выполнения: апрель 2024

Ответственный: Просколович О.П., учитель начальных классов

Список участников:

  1. Хозяинова Мария
  2. Гончарук Андрей
  3. Махлай Альбина
  4. Гур Полина
  5. Носевич Максим
  6. Гук Варвара
  7. Грицкевич Анжелика
  8. Карака Устинья
  9. Свинко Анастасия
  10. Талатынник Дарья
  11. Ромашка Ульяна
  12. Ромашка Виктор
  13. Финькевич Александр
  14. Михаленя Сабрина
  15. Шишко Владислава
  16. Евтушок Полина
  17. Жук Павел
  18. Кравченко Виолетта
  19. Кравченко Кирилл
  20. Малейчик Ксения
  21. Лесун Павел
  22. Лесун Александр
  23. Брановец Алеся
  24. Протасеня Михаил
  25. Сечко Егор
  26. Шишко Доминик
  27. Этюев Кирилл
  28. Санкевич Варвара
  29. Лях Матвей

          Материальный состав твердых бытовых отходов (ТБО) изучают с целью определения ресурсной ценности и разработки рациональной системы их утилизации. На протяжении многих веков в составе городских отходов преобладали органические составляющие. Это не представляло большой проблемы при захоронении отходов, главное было удалить мусор за пределы города. Органические отходы подвергались естественному разложению в природе и не имели в своем составе ядовитых веществ. 

    Развитие цивилизации постепенно изменяло состав бытовых отходов. Появлялось все больше неразлагаемых компонентов: стекло, керамика, металлы, резина, пластмассы. В середине 20 века, в связи с развитием химических производств и появлением большого числа искусственных материалов количество отходов стало лавинообразно увеличиваться, а изменение состава отходов потребовало новых подходов к их утилизации. Кроме того, в отходах  стали появляться опасные вещества: ртуть, батарейки, просроченные лекарства и т.д., которые даже в малом количестве способны давать серьезное загрязнение. 

На сегодняшний день исследование состава отходов, их происхождения и качества сортировки является необходимым этапом в разработке эффективной стратегии по использованию отходов в качестве вторичных материальных ресурсов и снижения их негативного влияния на окружающую среду.

Типы отходов

По результатам исследования, в летний период, как и в зимний, состав твердых коммунальных отходов (ТКО) в контейнерах для смешанного мусора  во всех типах поселений формируется, в основном, за счёт фракции органических отходов, которые составляют 39% по массе (зимой было 30%) от всего содержимого контейнера. В раздельно собранных вторичных материальных ресурсах (ВМР) процент органики существенно ниже, но достигает 8,3%, что также выше, чем в зимний период (6%). Минимальное содержание органики отмечается в контейнерах для ВМР малых городов. 

Полимерные отходы также составляют значительную часть как смешанных ТКО, так и ВМР — 8,2% и 18,9% соответственно. Что значительно ниже, чем в зимний период.

В составе полимерной фракции определяющими подфракциями являются прозрачная и цветная ПЭТ-бутылки, составляющие в сумме  68% от всей массы полимеров в ТКО и 84% – в ВМР. Наиболее часто встречаются прозрачные и цветные бутылки номинального объема 1,0-1,5 л. 

Отходы стекла присутствуют в составе ТКО (9,25 %) , где представлены подфракцией тарного бесцветного стекла номинального объема от 0,5 до 1,0 л. В ВМР стекла встречается меньше – 6,7%. Примечательно, что по сравнению с зимой, процентное содержание фракции выросло в ТКО и снизилось в ВМР. Данный факт может быть связан с несанкционированным отбором стекла из контейнеров и его перетоком в систему приемных заготовительных пунктов.

Распределение отходов металлов между контейнерам для сбора ТКО и ВМР обусловлено отсутствием специализированных контейнеров для алюминиевой и жестяной банки и меньшим использованием такого материала для упаковки продукции (по сравнению с пластиком). Содержание металлической тары зафиксировано на уровне 1,78% в ТКО и 0,89% в ВМР.

Для изучаемых городов можно отметить следующее.

Минск

Смешанные отходы на 39,61% представлены органической фракцией, далее следуют отходы бумаги и картона (11,43%), полимеров (7,55%). В ВМР в лидерах фракции бумаги, картона и гофрокартона (16,94%) и полимеров (15,91%). Содержание органической фракции и потенциально опасных отходов в ВМР составляет  11,62% и 11,46% соответственно (3-е и 4-е места летнего исследования). Более 1/3 массы полимерной фракции в обоих типах контейнеров составляет ПЭТ тара, представленная  в основном цветной и  бесцветной ПЭТ-бутылкой объемом 1,0-1,5 л.

Полимеры в контейнере для ВМР в г. Минске

Крупные города (областные центры)

В летний период в областных городах отмечены существенные колебания морфологического состава отходов в зависимости от изучаемого населенного пункта. Обобщенные данные показывают, что ведущую роль в ТКО и ВМР играет фракция полимеров (22% и 28% соответственно). Содержание других фракций, в т.ч. органической, ниже (7,34% в ТКО и 16,84% в ВМР). Заметную роль в областных центрах в составе ТКО играет фракция бумаги, картона и гофрокартона (14%), а также стекла – 17%. Содержание этих фракций в ВМР существенно ниже (8,8% и 9,6% соответственно).

Полимеры в ТКО в г. Гродно и в ВМР в г. Бресте

Средние города

В средних городах состав ТКО формирует фракция органических отходов — 52%. В ВМР процент органики существенно ниже — 1%. Состав ВМР сформирован главным образом за счет фракции отходов бумаги, картона, гофрокартона (32%), полимеров (22,35%) а также текстильных отходов (16%). Для этих типов поселений зафиксировано минимальное содержание органической фракции в ВМР — менее 1%.

Отходы полимеров и бумаги, картона в контейнерах для ВМР, Жлобин

Малые города

Для городов с населением до 20 тыс. человек выявлено самое высокое из всех населенных пунктов  содержание отходов стекла в раздельно собранных отходах. Более половины смешанных ТКО составляют органические отходы. Содержание полимеров в малых городах составляет 7% в ТКО и 21% в ВМР.

     Таким образом, в летний период отмечается увеличение органической фракции в отходах, что связано во многом с проведением работ по очистке от травы и др. растительности дворовых территорий, а также активным употреблением в составе продуктов питания свежих овощей и фруктов. Из-за небольшого веса пластмассовой упаковки, при явно заметном присутствии этой фракции в составе ТКО и ВМР, её массовая доля, по сравнению с зимним исследованием, снизилась. При этом наиболее массовая составляющая – ПЭТ – активно сортируется населением в соответствующие контейнеры. 

Полученные данные помогут при подготовке предложений по совершенствованию функционирования систем сбора коммунальных отходов в Республике Беларусь в рамках Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, которая предусматривает обеспечение  максимального  вовлечения  отходов в гражданский оборот для производства продукции и энергии.

Акция «Сдай макулатуру – сохрани дерево».

Каждый год ГУО «Клепчанская базовая школа» принимает участие в этой акции, и этот год не стал исключением.

Ребята всех классов принимали активное участие по сбору макулатуры. По итогам акции места распределились следующим образом:

1 место – 2 класс

2 место – 3 класс

3 место – 5 класс

4 место – 4 класс.

 

 

 

 

свернуть

4.1.Изучение фракционного состава мусора в школе, источников его образования

развернуть

Изучен фракционный состав мусора в школе, источников его образования 

Период выполнения: май  2024 года

Ответственный: Просколович О.П., учитель начальных классов.

Список участников:

  1. Махлай Альбина
  2. Гур Полина
  3. Брановец Алеся
  4. Носевич Максим
  5. Карака Даниил
  6. Лесун Александр
  7. Гук Варвара
  8. Этюев Кирилл

 

Цель: организовать деятельность учащихся школы, направленную на изучение состава образующихся в школе отходов и анализа источников их образования.

Задачи:

- включить учащихся школы в работу по изучению состава образующихся в школе отходов;

- проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях;

- определить фракционный состав отходов;

- определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за 1 день;

- отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице;

- акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением количества отходов, совместно с учащимися найти возможные варианты их решения.

 

Просмотрев обучающий фильм по экологииребята поняли, что существует проблема накопления и утилизации бытовых отходов.  Ребята заочно ознакомились с деятельностью работы Минского мусороперерабатывающего завода.

Затем учащиеся изучили виды отходов по происхождению, агрегатному состоянию, классу опасности. Учащиеся усвоили, на какие фракции разделяется содержимое мусорного ведра, а затем при помощи опросника проверили уровень усвоения материала по данному вопросу. 

Как оказалось, большинство учащихся успешно справились с поставленной задачей.

Далее приступили к практической части выполняемого задания, т.е. к сбору, классификации и определению количества отходов, образуемых в школе за один день. Полученные данные были сведены в таблицу.

 

Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, столовая, кабинеты технического и обслуживающего труда.

 

Анализ результатов исследования за 1 день

 

Вес отходов, граммы

Вес отходов, граммы

Вес отходов, граммы

 

Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования

Учебные кабинеты

 

Столовая

Кабинеты технического и обслужи-вающего труда

Удельный вес, %

Пищевые отходы

4000

  8500

-

48

Бумага, картон

2250

  2500

500

20

Пластмассы

1000

   1500

-

9,7

Растительные отходы

500

-

-

1,9

Металлы

-

   1000

-

3,8

Стекло

-

   1000

-

3,8

Текстиль

-

-

550

2

Стружка древесная

-

-

1000

3,8

Другие отходы

400

450

550

5,4

Общее количество мусора

8150

14950

2600

100

Всего

 

25700

 

100

 

Основными источниками отходов, образующихся в школе, являются:

  • Листы из тетрадей, исписанные тетради, исписанные альбомные листы, картон, картонные коробки.
  • Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, бананов).
  • Упаковочные материалы из бумаги и полимеров от конфет, шоколадок, печенья, соков, кукурузных палочек, чипсов и т.д.
  • Поломанные ручки, линейки, обложки от книг и тетрадей , пластиковые бутылки от напитков, упаковки от йогурта, соков и т.д.
  • Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  • Стекло (разбитая посуда).
  • Металлы (консервные банки металлические).
  • Стружка древесная, опилки.
  • Текстиль (обрезки ткани), пряжа.

свернуть

4.1.Отчет по изучению состава образующихся в учреждении образования отходов

развернуть

4.2.Изучение существующих способов минимизации образования отходов

развернуть

Изучены существующие способы минимизации образования отходов.

Период выполнения: апрель   2024 года

Ответственный: Просколович О.П., учитель начальных классов.

Список участников:

  1. Махлай Альбина
  2. Гур Полина
  3. Брановец Алеся
  4. Носевич Максим
  5. Карака Даниил
  6. Лесун Александр
  7. Гук Варвара

 

Мусор - то, что каждый из нас производит ежедневно. Мы оставляем его после себя дома, в офисе, учебных заведениях, парках - повсюду, где проводим чуть больше времени. Однако сократив его количество, мы можем не только сберечь планету, но и свой бюджет. Мы не станем упоминать, как важно сокращение количества отходов для сохранения нашей планеты и экологии, так как об этом до нас уже писали сотни и тысячи ученых и активистов. Наши простые советы по оптимизации собственных отходов помогут вам также сэкономить деньги.

Бутылки

Сколько бутылок воды в день выпивает каждый из нас? Если брать с расчетом, что в среднем здоровый человек выпивает около двух-трех литров в день, то это либо две большие и одна маленькая пластиковая бутылка, либо три большие. Каждый раз покупая такую бутылку воды, мы платим не только за ее содержимое, но в большей степени за саму тару, которая не только вредит природе, но и нам самим, если вы оставляете ее на долгое время на солнцепеке, к примере, в салоне машины. Куда выгоднее купить хороший фильтр для воды, которые сейчас выпускаются разного вида, начиная от маленьких переносных до больших встроенных, и набирать воду в спортивную бутылку. Да, за раз вы потратите заметную сумму денег, но зато так вы сможете избавить себя от ежедневных трат на пластик. Кроме того, с помощью бутылки можно легче контролировать свой водный баланс и понимать, сколько воды в день вы выпиваете.

 Стаканчики

 Помимо бутылок, излишним мусором являются и стаканчики для кофе и чая. Не спорим, они красивые и хорошо смотрятся в Instagram, но полезнее они от этого не становятся. Поэтому если вы купите себе стакан, которые сейчас присутствуют на рынке во всех расцветках и объемах, вы можете не только сократить количество мусора на планете, но и сэкономить. К слову, если вам удобнее пить из трубочки, сейчас продаются стаканы и с соломинками, не говоря уже о том, что можно заказать себе, в целом, многоразовые соломки разных размеров, и просто носить их с собой. Контейнеры

Приготовив еду дома и положив ее в переносной многоразовый контейнер, вы сможете питаться правильнее, не переплачивать за обед и, наконец, сказать нет лишнему мусору. Если некогда готовить, можно все также брать еду на вынос, но просить упаковать ее в ваш контейнер. Конечно, если это не доставка. С доставкой же вы можете сократить вред от отходов, отдавая предпочтение местам, где кладут еду в картонные упаковки, а также отказавшись от пластиковых приборов и лишних соусов и салфеток. Приборы сейчас также продаются в удобных наборах, которые всегда можно носить с собой. Причем входят в такие наборы не только вилка и ложка, но даже палочки для тех, кто предпочитает питаться ими. К слову, это также гигиеничнее.

Пакеты

 Основным источником пакетов являются наши походы в магазин. Причем не важно, продуктовый он или нет. Бороться с этим, на самом деле, легко, просто нося с собой авоську. Такие авоськи сейчас продаются повсюду, даже в самих супермаркетах. Носить ее с собой несложно - она легко складывается и весит сама по себе едва ли 100 грамм. Просто положите ее в свою сумку перед выходом и нагружайте покупки в нее. Во-первых, это поможет сократить расходы, ведь в некоторых магазинах пакеты платные. Во-вторых, носить авоськи гораздо удобнее - они не впиваются в руки, и их можно повесить на плечо. Также многие любят использовать пакеты из магазина, чтобы складывать в них собственный мусор. Тогда что делать, если мы перестанем брать пакеты из магазина? Для мусора есть специальные пакеты, сделанные из материала, который меньше вредит окружающей среде. Да, за них нужно платить, но благодаря им вы сможете сознательнее подходить к мусору - ведь такие пакеты не хочется расходовать быстрее.

Батарейки, градусники и бумага

Совсем без мусора жить мы тоже не можем, но избавляться от него нужно правильно. Батарейки, градусники, пластик, стекло и бумагу лучше собирать, а затем сдавать в специально отведенные места. Более того, в некоторых местах за такой поступок вам могут даже заплатить - не много, но все же.

Одежда, мебель и техника

Если вам перестало нравится платье, или надоел нынешний телевизор, не спешите относить все это на свалку. В Беларуси есть много семей и организаций, которые с удовольствием примут ваши вещи и найдут им новое применение. Каждой категории у организации есть применение. То же самое касается мебели и бытовой техники. Разместите объявление и, если не можете продать, то отдайте ее даром тем, кто может найти им новое применение.

В целом, чтобы сократить количество мусора, нужно сознательнее подходить к собственным покупкам. Не берите лишнего, и не поддавайтесь инстинкту "покупки ради покупки". Старайтесь сократить количество одноразовых вещей. Не берите продукты больших объемов, если пользуетесь ими не часто. И, в целом, всегда задумывайтесь о том, есть ли еще способы использовать, казалось бы, ненужные на первый взгляд вещи.

 

Дома ребята продолжили наблюдения и изучили фракционный состав бытовых отходов в семье.

 Пример выполнения исследования фракционного состава бытовых отходов дома в семье Носевича Максима. 

Семья состоит из 4-х человек.

Вес ведра за 1 день для всей  семьи: 2,5 кг.

Вес ведра за 7 дней для всей семьи17,5 кг.

Каждый человек выбрасывает, таким образом, 0,625 кг отходов в день, за 1 год 228,125 кг.

Основные фракции, содержащиеся в  мусорном ведре: пластик, бумага, ткань, стеклянные банки и бутылки, банка металлическая, пищевые отходы, резина.

 

Пример выполнения исследования фракционного состава бытовых отходов дома в семье Брановец Алеси. 

Семья состоит из 3-х человек.

Вес ведра за 1 день для всей семьи: 1,8 кг.

Вес ведра за 7 дней для всей семьи: 12,6 кг.

Каждый человек выбрасывает, таким образом, 0,6 кг отходов в день, за 1 год  219 кг.

Основные фракции, содержащиеся в  мусорном ведре: бумага, полиэтилен, стекло, бытовые отходы, пластик.

 

  1. Учащиеся совместно с родителями разработали памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

 

ПАМЯТКА

ПО УМЕНЬШЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ОТХОДОВ

  • Отдавать предпочтение качественным и долговечным вещам, чем одноразовым.
  • Покупать вещи, которые действительно нужны.
  • Выбирать товары и упаковку, которые подлежат переработке.
  • Покупать товары с минимальной упаковкой или без неё.
  • Бережно относится к вещам, чтобы они дольше служили, ремонтировать поломанные вещи.
  • Отдавать ненужные вещи тому, кто в них нуждается, или использовать их вторично.
  • Отходы собирать раздельно с целью их переработки.
  • Уменьшать объём пластиковой упаковки путем сжатия.

 

свернуть

4.2.План действий по минимизации объёмов образования отходов

развернуть

4.2.Информационный час "Меняем батарейки на конфеты"

развернуть

 В ГУО «Клепчанская базовая школа» совместно с КУП "Слуцкое ЖКХ" были подведены итоги экологической акции "Меняем батарейки на конфеты".

О том, что батарейки вредны для окружающей среды, слышал почти каждый. В них содержится большое количество вредных для человека металлов: литий, никель, свинец, кадмий, ртуть. Вместе с зараженной водой и воздухом вредные вещества распространяются далеко за пределы свалок и попадают в наши дома.

Именно поэтому батарейки подлежат утилизации в специальные контейнеры, откуда затем они отправляются на дальнейшую безопасную переработку.
Во всех крупных торговых объектах города размещены такие контейнеры. Но, к сожалению, при современном ритме жизни многие просто забывают взять с собой отработанные батарейки, чтобы утилизировать их правильно.

свернуть

4.2.Информационные часы в детских коллективах и с коллективом школы "Раздельный сбор отходов", "Проблема раздельного сбора отходов"

развернуть

Проведены информационные часы «Раздельный сбор отходов», «Проблема раздельного сбора отходов» в детских коллективах, с коллективом школы.

Период выполнения: апрель 2024 года

Ответственный: Просколович О.П., учитель начальных классов.

Список участников:

 

  • Протасеня Михаил
  • Гужев Дмитрий
  • Лещинская Алиса
  • Ляхвацкая Дарья
  • Петрович Иван
  • Стоцкий Тимур
  • Просколович Алексей
  • Семак Карина
  • Протащик Арина
  • Махлай Альбина
  • Шишко Владислава
  • Шишко Доминик
  • Налётова Карина
  • Ромашко Виктор
  • Кравченко Кирилл
  • Барановский Константин
  • Евтушок Полина
  • Малейчик Ксения
  • Борисенко Доминика
  • Гук Варвара
  • Жук Павел
  • Сечко Егор
  • Нечай Иван
  • Карака Даниил
  • Финькевич Александр
  • Змитрукевич Алексия
  • Протащик Милана
  • Сорокин Станислав
  • Лях Тимофей
  • Пацикайлик Алексей
  • Ласточкин Иван
  • Ласточкин Александр

 

Цель – определение степени осведомленности, актуальности и вовлеченности учащихся  в процесс раздельного сбора отходов.

Задачи:

  • определить степень вовлеченности учащихся в процесс раздельного сбора отходов;
  • проанализировать работу по организации раздельного сбора отходов в школе;
  • разработать информационный буклет грамотной сортировки отходов;
  • повысить экологическую культуру учащихся.

        Сегодня каждый белорус выбрасывает примерно 350 кг бытовых отходов за год. Это в два раза больше, чем 15 лет назад. Темпы роста бытового мусора вселяют тревогу. Это огромное количество мусора – чтобы перевести его БелАЗами, грузоподъемность которых составляет 450 т, понадобилось бы 8400 таких машин.

Одной из острейших экологических проблем остается проблема переработки и утилизации отходов. Проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современного общества. И одним из эффективных ее решений является организация раздельного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.

По мнению экологов, существует несколько причин того, что вопрос раздельного сбора отходов в Беларуси в целом и в нашем городе в частности развивается медленно. Во-первых, это проблема коммуникации: люди просто не понимают, как это работает и для чего нужно. К тому же состав мусора кардинально изменился. Еще совсем недавно домашняя мусорная корзина содержала в основном пищевые и бумажные отходы, старая одежда была из натуральных тканей, а техника в мусоре почти не оказывалась. Современный бытовой мусор — это разнообразный пластик, искусственные материалы, из которых сделана упаковка, одежда, домашние вещи, батарейки, электроника. При захоронении эти вещи разлагаются сотни лет, а может, и больше, выделяя токсичные вещества в почву, воду и воздух. Полиэтиленовый пакет, который послужил вам 20 минут, останется на мусорном полигоне и через 100 лет. При этом многие бытовые отходы можно переработать, пустить в дело и благодаря этому сократить объемы захоронения мусора и сэкономить природные ресурсы. Переработка отходов — это необходимость сегодня. Ведь каждый человек, должен понимать, своим поведением, привычками и активными действиями каждое мгновение влияет на будущее и создаёт его. Мы сами делаем выбор – усугублять проблему или приложить все усилия к её решению.

   

Раздельный сбор мусора на территории ГУО «Клепчанская базовая школа»

 

 

 

 

«Утилизируй отходы правильно – сохраняй природу!» - девиз ГУО «Клепчанская базовая школа».

 

Переработку отработанных батареек в нашей стране осуществляет ОАО «БелВТИ» на производственной площадке, которая находится в деревне Станок-Водица Смолевичского района на территории Минского областного технопарка. В настоящее время это единственное производство по переработке таких отходов в Беларуси. Рассмотрим процесс переработки батареек. Этап первый: сортировка.

На этом этапе собранные батарейки сортируются вручную, для того, чтобы отделить наиболее опасные виды батареек: никель-кадмиевые, содержащие ртуть и свинец, литиевые элементы питания. Их часть в общем составе собираемых батареек может достигать 15%. Это сложный и ответственный процесс. Переработка таких батареек требует особых высокотемпературных технологий, поэтому очень важно их отделить от общего объема. В дальнейшем они будут переданы на узкоспециализированные предприятия по переработке.

 

Около 85% собранных батареек – солевые и щелочные. Для них учеными Белорусского Национального технического университета была разработана экологически безопасная технология, позволяющая получать ценные составляющие и исключающая образование захораниваемых остатков. Это значит, что такая переработка экологична, ведь она исключает поступление на свалки каких-либо веществ. Далее происходит разделение на фракции. Этап разделения проводится с использованием специального оборудования: шредера (измельчителя батареек) и грохота (специальное сито, позволяющее просеивать измельченные отходы, отделяя оболочку от внутреннего содержимого). Солевые и щелочные (АА, ААА,C, D и т.п.) батарейки механически дробятся в несколько этапов и разделяются на составляющие фракции. После дробления в первую очередь при помощи магнита отделяется железо. Его содержание в батарейке достигает 40%. Из оставшейся смеси путем гидрометаллургии выделяют сульфаты цинка, марганца и графит. При этом соли металлов сначала растворяются, а потом кристаллизуются на специальных установках. Таким образом, в результате переработки батареек получают 3 фракции: железная фракция – передается на предприятие «Белвторчермет», которое осуществляет переработку металлолома; цинкосодержащая смесь – поступает на промышленные предприятия, использующие в своем производстве цветные металлы; угольно-марганцевая смесь – передается на металлургические заводы.

Все три фракции, получаемые после переработки, являются ценным вторичным сырьем, которое промышленные предприятия могут использовать в производстве.

«Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!»

 

Акция «Меняем батарейки на конфеты»

Цель: формирование у детей ответственного отношения к природе.

Задачи:

  • Расширять знания детей и взрослых о взаимосвязи мира природы и деятельности человека;
  • Воспитывать экологически грамотное поведение в природе: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать «опасные» отходы в специальные контейнеры и приемные пункты;
  • Формировать навыки сотрудничества;
  • Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде.

Ожидаемый результат:

  • Информированность всех участников проекта о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения;
  • Понимать, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас, в том числе и от него самого;
  • Приобретение навыка – не выбрасывать батарейки вместе с остальным мусором, использовать специальные ёмкости или сдавайте их в специальные пункты сбора. Если пунктов сбора рядом с домом нет, собирать батарейки в пластиковые бутылки или обычные полиэтиленовые пакеты.

 

      В ГУО «Клепчанская базовая школа» совместно с КУП "Слуцкое ЖКХ" были подведены итоги экологической акции "Меняем батарейки на конфеты".

О том, что батарейки вредны для окружающей среды, слышал почти каждый. В них содержится большое количество вредных для человека металлов: литий, никель, свинец, кадмий, ртуть. Вместе с зараженной водой и воздухом вредные вещества распространяются далеко за пределы свалок и попадают в наши дома.

В акции приняло участие 29 человек:

  • Протасеня Михаил (3 класс) – 5.216
  • Шуманская Е.А. – 2.590
  • Гужев Дмитрий (9 класс) - 2.054
  • Лещинская Алиса (1 класс) – 1.690
  • Ляхвацкая Дарья (3 класс) – 1.052
  • Петрович Иван (1 класс) – 0.894
  • Стоцкий Тимур (3 класс) – 0.860
  • Просколович Алексей (5 класс) – 0.754
  • Протащик Арина (6 класс) – 0.652
  • Махлай Альбина (4 класс) – 0.544
  • Шишко Владислава (1 класс) – 0.522
  • Шишко Доминик (3 класс) – 0.520
  • Козляк Е.С. – 0.426
  • Налётова Карина (6класс) – 0.322
  • Кравченко Кирилл (5 класс) – 0.258
  • Семенович В.И. – 0.222
  • Евтушок Полина (2 класс) – 0.216
  • Малейчик Ксения (2 класс) – 0.196
  • Борисенко Доминика (5 класс) – 0.168
  • Гук Варвара (4класс) – 0.152
  • Жук Павел (2 класс) – 0.146
  • Сечко Егор (3 класс) – 0.126
  • Нечай Иван (6 класс) – 0.108
  • Карака Даниил (4 класс) – 0.104
  • Финькевич Александр (1 класс) – 0.102
  • Семак Карина (6 класс) – 0.086
  • Барановский Константин (6 класс) – 0.074
  • Ромашко Виктор (2 класс) – 0.060
  • Змитрукевич Алексия (1 класс) – 0.032

Всего:  20.146 кг

свернуть

4.2.Конкурс поделок из вторсырья " Дадим отходам второй шанс"

развернуть

Конкурс на лучшую поделку из вторсырья «Дадим отходам второй шанс»

Дата выполнения: апрель 2024

Ответственный: Просколович О.П., учитель начальных классов, классные руководители 1-9 классов.

Список участников: учащиеся 1-9 классов

       Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения.

Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого им надо дать новую жизнь. Ведь проблема утилизации мусора всегда беспокоит многих и поэтому мы решили узнать, как можно с ней справиться и выяснить, что можно сделать из мусора. 

Задачи:

  1. Выявить, каких бытовых отходов больше всего в учреждении образования и дома.
  2. Выяснить, какие отходы разлагаются быстрее.
  3. Познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с самым безопасным - способом утилизации.
  4. Освоить новые технологии работы с различным бросовым материалом.
  5. Научиться создавать красивые поделки из «ненужных» вещей.

Планирование:

  1. Информационно - исследовательский этап.
  • Подбор и изучение материала по теме.
  • Опрос сверстников о понимании проблемы загрязнения окружающей среды.
  1. Творческо - практический этап.
  • Вторичное использование мусора, изучение технологии изготовления различных поделок.
  • Практические советы.

Описание реализации экологических решений

                             Информационно - исследовательский этап.

Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются. Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Планета, отравленная отходами человеческой деятельности. Увеличение  количества бытовых отходов связано со следующими причинами:

  • Рост производства товаров массового потребления одноразового использования.
  •  Увеличение количества упаковки.
  • Повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.

Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Например, бумага разлагается  - 2 года, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000 лет.

Каждая семья ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет, газеты  и т.п. Всего и не перечислить. Раньше мы не задумывались над тем, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой.

Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь.

Оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира

Как мы избавляемся от мусора: немного истории

В процессе развития человеческой цивилизации абсолютное количество твердых бытовых отходов неуклонно возрастало. Это связано с ростом населения, с чрезмерной концентрацией его в городах и изменением образа жизни людей.

Проблема, куда девать мусор, возникла не вчера, оказалось что:

200 тыс. лет до н. э. - первые мусорные кучи, найденные археологами.

400 лет до н. э.- в Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.

200 году - в Риме возникла городская служба по уборке мусора.

1315 году - после долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора.

1388 год - Английский парламент запретил бросать мусор на улицы.

1775 год - в Лондоне появились первые мусорные баки.

1800 год - Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.

1874 год - в Ноттингеме началось организованное сжигание городского мусора.

1897 год – в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.

1932 год - в США изобретены машины, прессующие мусор.

1942 год - в СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.

1948 год - в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире.

1965 год - Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.

2000 год - Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки.

Бывают свалки «дикие» и специально оборудованные. «Дикие» свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины « сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

Анализ опроса сверстников

В течение недели учащиеся 4 класса:

  1. Махлай Альбина
  2. Гур Полина
  3. Брановец Алеся
  4. Носевич Максим
  5. Карака Даниил
  6. Лесун Александр
  7. Гук Варвара

  проследили за накоплением мусора в учреждении образования и дома.

 

Бумага

Пластмасса

Стекло

Пищевые отходы

Ткань

кожа и т.д.

День недели

Дом

УО

Дом

УО

Дом

УО

Дом

УО

Дом

УО

Понедельник

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

Вторник

+

+

+

-

-

-

+

-

+

-

Среда

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

Четверг

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

Пятница

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

Суббота

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Воскресенье

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

+ был

 

Анализируя  наблюдения,  пришли к выводу: дома больше всего накапливается бытового мусора (бумага, пластмасса, пищевые отходы, железные банки). В учреждении образования ГУО «Клепчанская базовая школа»  в основном накапливается бумага.

Проведя опрос среди сверстников, ребята выяснили, что основными причинами увеличения количества мусора в нашей деревне является:

  • рост производства товаров одноразового использования;
  • увеличение количества упаковки;
  • повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми;
  • низкий уровень культуры жителей деревни.

Исходя из результатов исследования, можно сказать, что не все дети знают, как утилизируют мусор и что можно из него сделать. Поэтому показатели появления новых свалок и увеличение их  размеров растет с каждым днем, можем представить, какое количество мусора образуется ежегодно.

Вторичное использование мусора. Изготовление поделок для конкурса.

 По итогам конкурса места распределились следующим образом :

1 место – 4 класс

2 место  - 3 класс

3 место – 2 класс

Молодцы ребята!!!!

Практические рекомендации

Загляни в своё мусорное ведро и подумай, где можно использовать отходы повторно. Мы предлагаем  несколько вариантов использования отходов повторно.

Пластиковая бутылка

Сделать кормушку для птиц, копилку, различные цветы

Коробка из под кефира

Сделать поделки, использовать для рассады

В Японии из пластиковых бутылок после переработки делают крепкие кирпичи и плёнку.

Черствый хлеб

Накормить птиц

Кожура от цитрусовых

Можно использовать, как средство от моли

Скорлупа от яиц

Сделать поделки. Использовать как удобрение для комнатных растений.

Кожура от апельсинов

Добавить в тесто, получиться торт со вкусом апельсина

Старая одежда

Сшить мягкие игрушки. Отдать людям, которые в этом нуждаются

Консервные банки

Из них можно построить целые скульптуры. Можно из пустых консервных банок оформить витрину в магазине

Старые газеты, журналы

Сделать поделки: сплести  шкатулку, вазу, корзинку.

 

свернуть

4.2.Отчет по плану действий по минимизации образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

развернуть
поделиться в: