Выпускнику

Подготовка к экзаменам

развернуть

 

О проведении в 2022/2023 учебном году выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в виде выпускного экзамена.

Выпускные экзамены проводятся с 1 по 9 июня 2023 г. (основные сроки) и с 21 по 25 августа 2023 г. (иные сроки).

6.1. Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, для учащихся первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык»изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Русский язык»изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Математика»контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.

Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации. В 2023 году тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на сайте Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2022/2023 учебного года).

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 3 ноября 2022 г. № 648. Указанные билеты размещены на национальном образовательном портале (Педагогам/Экзамены) и на сайте Министерства образования (Уровни образования / Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Управление общего среднего образования / Информация).

Обращаем внимание, что второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умения учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, иными источниками.

В 2022/2023 учебном году выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться с использованием единых практических заданий для всех учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования. Практические задания для проведения выпускного экзамена будут размещены 25 мая 2023 г. на национальном образовательном портале (Педагогам /Экзамены/ Практические задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси).

С 1 февраля 2023 г. на национальном образовательном портале открывается рубрика «Практические задания для выпускного экзамена», в которой будут размещаться задания, разработанные учителями истории учреждений общего среднего образования. Данные задания рекомендуется использовать для подготовки к выпускному экзамену по учебному предмету «История Беларуси», а также при проведении учебных занятий.  Из заданий, размещенных в рубрике «Практические задания для выпускного экзамена», будут сформированы единые практические задания для проведения выпускного экзамена.

Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, с нарушением слуха (первое отделение):

Дата прове-дения

Учебный предмет

Форма проведения

Используемые сборники экзаменационных материалов

1 июня

5 июня

7 июня

Белорусский язык

Изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання

Русский язык

Изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021,2022, 2023 годы издания

свернуть

Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

развернуть

Служба занятости круглогодично обеспечивает работой школьников и студентов в свободное от учебы время.

Работать подростки могут с 14 лет, но при условии согласия одного из родителей.

С 16 лет такое решение ребята принимают самостоятельно.

Молодые люди в возрасте от 14 до 16 лет могут выполнять лёгкие виды работ, не являющиеся вредными для их здоровья и развития, не препятствующие получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Подростки занимаются ремонтными работами в школьных классах и учебных аудиториях, благоустройством учебных заведений и учреждений социальной защиты, пошивом швейных изделий, реставрацией книжного фонда библиотек, изготовлением мягкой игрушки и сувениров, изготовлением стендов и другими доступными видами работ.

Для трудоустройства молодежи в свободное от учебы время необходимы следующие документы:

  • направление на работу службы занятости
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • справка, подтверждающая обучение в учреждении образования;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (форма 1 здр/у-10);
  • письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей) для лиц в возрасте от 14 до 16 лет;
  • трудовая книжка (при ее наличии);
  • заявление о приеме на работу.

 

Для оказания содействия в трудоустройстве молодежи в свободное от учебы время можно обратиться:

  • в службу занятости по месту жительства
  • в учреждение образования.

При этом школьники и студенты могут самостоятельно найти себе временную работу. На сайте Службы занятости можно ознакомиться с перечнем организаций , готовых предоставить вакантные места.

Подробнее о правовом регулировании труда молодежи читайте тут.

свернуть

Указ о правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования

развернуть

О новых подходах к итоговой аттестации учащихся

развернуть

В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования (далее – УОСО).

В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по четырем учебным предметам:

«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;

«Математика» – контрольная работа;

«История Беларуси» – в устной форме.

Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.

По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.

С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.

 

свернуть

Памятка к экзамену

развернуть

Успешно подготовиться и удачно сдать экзамены - под силу каждому!

Экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности

(10 «секретов»)

Первый «секрет» - помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.

Второй «секрет» - составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день.

Третий «секрет» - начни с самого трудного, но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

Четвертый «секрет» - полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

Пятый «секрет» - разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.

Шестой «секрет» - толково используй консультации учителя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

Седьмой «секрет» - готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Восьмой «секрет» - оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Девятый «секрет» - вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и "боевого" настроя.

Десятый «секрет» - когда на экзамене получишь свой билет, спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.

 

Как вести себя во время сдачи экзаменов

Экзаменационные материалы состоят частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Соблюдай правила поведения на экзамене.  Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения экзамена в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий.

Сосредоточься. После того, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только задание и часы, регламентирующие время работы. Торопись не спеша!

Не бойся. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как написать ответ на «чистовик», перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого. Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании. Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс получить хорошую оценку.

Проверяй. Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

свернуть

Самые востребованные профессии будущего десятилетия

развернуть

Новые тренды, новые профессии, перераспределение интереса и зарплаты дают о себе знать. И, если ещё десять лет назад востребованы были “руки” – строители, штукатуры, облицовщики и т.д, то теперь мировой рынок труда жаждет получить “мозги” – нано-технологов, инженеров, IT-специалистов, химиков, медиков и др.

1.    IT-специалисты.

Закономерное развитие тренда компьютеризации.  Количество запросов на “айтишников” всех мастей только растёт. И своего пика этот тренд ещё не достиг. До полного насыщения рынка далеко. Если говорить про конкретных специалистов, то это две группы. Разработчики программного обеспечения. И “оптимизаторы” работы предприятия. Функцию последних зачастую играют системные администраторы. Впрочем, им же вверяют заботу о связи, серверах, видеоконтроле, сетях, печатном оборудовании и др. Бум дизайнерских IT-специальностей  постепенно падает. Рынку требуются умелые программисты и разработчики ПО. Особенно ощутимо это в сфере гейм-производства, ОС мобильных телефонов и в веб-сфере.

2.    Инженеры.

Необходимость в этих людях обусловлена оттоком молодых специалистов из области и малым числом технических вузов.  Основными рекрутерами по-прежнему являются государственные предприятия.

3.    Маркетологи.

Капитализм никто не отменял. И вся экономика, как и раньше, строится на производстве и последующей продаже товаров. В последнем пункте неоценимую роль играют маркетологи. Собственно сюда же можно отнести бренд-менеджеров и специалистов по интернет-рекламе (продвижению). Ведь что бы не предлагала фирма: от услуг лизинга до шоколадных пончиков, клиенты должны её услышать.

4.    Медики.

Ситуация с этими специалистами на западе и в СНГ резко отличается. У нас идёт недостаток специалистов на всех уровнях “медицинской цепочки”. Однако положительный интерес со стороны соискателей вызывают или узкие области или частные медицинские центры.  А вот врачи общей практики и средний медицинский персонал массово уходят из области. На западе ситуация другая. Общие специалисты подчас ценятся даже больше чем узкие (из-за объёма нагрузок). Средние зарплаты у первых составляют порядка 150-180 тыс.$ в год.

5.    Специалисты в области сервиса.

Тренд, появившийся в конце девяностых в США, цветёт во всей красе. Тысячи психотренингов, коучей успеха и центров по подготовке персонала  работают не покладая рук. И теперь во всех областях сервиса мы видим не просто администраторов, селлеров, и консультантов. Мы видим улыбчивых профессионалов с хорошим знанием психологии.

 

6.    Нано-технологи. 

Спрос на этих специалистов похож на змеиные вылазки. То учёные сидят без дела, то на рынок приходит очередная фармакологическая, биотехнологическая, электронная компания и разом забирает большинство специалистов. В глобальных масштабах спрос на этих специалистов будет только  расти.

7.    Логисты.

Доставка товаров сегодня превратилась не просто в приятный бонус, а в насущную необходимость. Ведь если компания не доставляет товар, клиент скорее предпочтёт обратиться к другой компании, чем самому перевозить грузы. Из-за этого отделами доставки обзаводится всё большее количество фирм. В связи, с чем растёт спрос на людей, которые могут грамотно оптимизировать вопросы перевозок между поставщиком, фирмой и клиентом. Если говорить про область мобильных перевозок, то спросом также пользуются специалисты по страхованию транспортных средств.

8.    Химики

Эти люди востребованы в двух направлениях. Во-первых, это энергетика. Из-за влияния нефтепродуктов на мировую экономику. А во-вторых фармакологические изыскания. Так что пригодятся люди на стыке научной химии и медицины.

9.    Топ-менеджеры.

Компании и рекрутинговые агентства ведут настоящую охоту за грамотными руководителями с опытом работы.  Это даже не тренд, а некое правило в сфере бизнеса. Неважно, что продаёт компания. Важно, какой руководитель у руля.

10.    Аналитики рынков.

Финансовый сектор за последние два десятилетия превратился из обслуживающего придатка в самодостаточную доминирующую область.  А так как основой многих бизнесов являются кредиты и банковские отношения, компании нанимают специальных людей отслеживать изменения на рынках. Сюда же можно отнести относительно молодую профессию тренд-менеджера.

свернуть

Куда можно поступить после 9 класса

развернуть

ССУЗы г.Минска

Профессионально-технические колледжи

 

ССУЗы г.Брест и Брестской области

Профессионально-технические колледжи

 

ССУЗы  г.Витебска  и  Витебской области

Профессионально-технические колледжи

 

ССУЗы г.Гомель и Гомельской области

Профессионально-технические колледжи


ССУЗы г.Гродно и Гродненской области 

Профессионально-технические колледжи


ССУЗы г.Могилев и Могилевской области

Профессионально-технические колледжи


ССУЗы Минской области 

Профессионально-технические колледжи

свернуть