Качество атмосферного воздуха 

Основной причиной загрязнения воздуха является попадание в него нехарактерных физических, химических и биологических веществ, а также изменение их естественной концентрации.

Это происходит в результате как природных процессов, так вследствие деятельности человека. Причем именно человек играет все большую роль в загрязнении атмосферы. Причиной большой части химических и физических загрязнений является сжигание углеводородного топлива при производстве электрической энергии и при работе двигателей внутреннего сгорания транспортных средств.

Один из наиболее токсичных газов, поступающих в атмосферу в результате человеческой деятельности – озон. Ядовит и свинец, содержащийся в отработанных газах траспортных средств. Среди других опасных загрязнителей – угарный газ, оксиды азота и серы, а также мелкая пыль. Ежегодно в результате промышленной деятельности человека (при выработке электроэнергии, производстве цемента, выплавке чугуна и т.п.) в атмосферу поступает 170 миллионов тонн пыли.

5.1.Теоретическое занятие "ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА"

развернуть

5.1.Изучение методики биондикации качества атмосферного воздуха

развернуть

Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха и погибают при высоком содержании в нём угарного газа, соединений серы, азота и фтора. Степень чувствительности у разных видов не одинакова, поэтому их можноиспользовать в качестве живых индикаторов чистоты окружающей среды. Такой метод был назван лихеноиндикацией (от греч. «лихен» —«лишайник»). По составу лишайников с помощью разработанных шкал иформул определяют концентрацию в воздухе различных загрязняющих веществ.
В настоящее время известно: первыми покидают города лишайникикустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязненияуснеи, пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит отравление воздуха. Однако очень сильного загрязнения не выдерживает и она. Учёные научились определять состояние воздуха в городах и их окрестностях по лишайникам. В тех местах, где растут, например, ксантории, загрязнённость средняя. А если на деревьях встречаются пармелия и уснея, воздух чистый. Там, где загрязнение велико, лишайники не растут, а их место
занимают зеленые водоросли.

Участники: 9 класс

Список учеников:

1.Карака Дмитрий 

2. Гужев Дмитрий 

3. Ласточкие Александр

5. Махлай Алеся

6. Карпович Арсений

7.Ярмаш Анна 

 

 

На территории школьного участка проводили визуальное исследование форм и видов эпифитных лишайников. Были исследованы различные виды деревьев (береза, липа, тополь), собран гербарный материал, встретившиеся виды и формы лишайников были сфотографированы. Используя рисунки в учебнике, дополнительный информационный материал определили формы и виды собранных лишайников.

В результате исследования территории школьного по расселению эпифитных лишайников было отмечено, что на деревьях произрастают уснея (листоватая форма лишайника), накипные (корневые). Больше всего встретился вид пармелии бороздчатой на березах. Некоторые деревья были очень сильно покрыты разросшимся сплошным ковром лишайником - пармелией бороздчатой, которая имеет темно-серую окраску. На коре тополя разрослась ксантория настенная, на некоторых деревьях, молодые ветви в верхней части кроны были очень сильно покрыты лишайником. Создается впечатление, что ветви пожелтели от ксантории настенной. На березе и липе встретились единичные экземпляры кустистого лишайника. Ксантория настенная также была замечена на бетонном столбе.

Выводы

Из научной литературы известно, что к самым чувствительным видам по загрязнению воздуха относятся: уснея хохлатая, цетрария сизая, род пармелия.

К среднечувствительным, более выносливым по отношению к загрязнению относятся: род кладония.

Самыми выносливыми к загрязнению воздуха являютя: ксантория настенная, род фисция и леканора.

Из трех типов форм лишайников накипных, листоватых и кустистых, самыми чувствительными к загрязнению воздуха являются кустистые формы, среднечувствительные листоватые, выносливые накипные.

Из исследования многообразия форм и видов лишайников, произрастающих на деревьях школьного участка можно сделать вывод, что воздух около школы чистый и не содержит вредных примесей мешающих развиваться листоватому лишайнику из рода пармелия.

свернуть

5.1.Отчет по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методами биондикаци в микрорайоне учреждения образования

развернуть

5.2.Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха

развернуть

5.2.Отчет по выявлению причин загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

развернуть

5.3. Составлен план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

развернуть

5.3.Отчет по разработке плана действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

развернуть
поделиться в: